Италия. Административное делениеГорода ИталииОстрова ИталииОзера ИталииПолезная информация об ИталииПраздники ИталииЗнаменитости Сильвио БерлускониЛучано ПавароттиОрнелла МутиКарла Бруни-ТедескиАдриано ЧелентаноМоника БеллуччиСофи ЛоренФранко ДзеффиреллиБернардо БертолуччиЛукино ВисконтиМарио НанниДжузеппе ТорнатореВалентино ГараваниПьер Паоло ПазолиниМарио БаваЭтторе СоттсассСерджио ЛеонеМарчелло МастроянниТото Кутуньо СпортГорнолыжные курорты ИталииАвто и мотоРусско-итальянский разговорникИтальянская кухня | Марио БаваМарио Бава - операция «Страх» Мне нравятся фильмы Марио Бавы: в них нет определённого сюжета – там только атмосфера: туман, по длинным коридорам ходят женщины... Это настоящая итальянская готика! Мне вообще кажется, что Бава – гость из XIX века. Марио Бава родился в Сан-Ремо 3 июля 1914 года. Он был режиссёром, сценаристом и оператором. Ему аплодировал Лукино Висконти, восхищение творчеством высказывали Дэвид Линч, Квентин Тарантино, Дарио Ардженто и другие мастера мирового кинематографа. По всему миру Бава известен как автор лучших итальянских ужастиков. У режиссёра часто возникали проблемы: бюджет нередко был достаточно скудным, сценарии и актёры – не всегда на высоте мастерства режиссёра. И, тем не менее, Баве удалось создать несколько фильмов, ставших культовыми. А его творения в особом жанре не удалось превзойти или хотя бы повторить ни одному режиссёру до сих пор. В 1960 Бава снял «Маску дьявола». С этой картины начался итальянский готический ужастик. В 1962 вышел фильм «Девушка, которая слишком много знала», ставший первой итальянской картиной жанра «триллер». А «Цепная реакция» (1971) – одна из первых картин-слэшер (slasher). Известен Бава и тем, что создавал превосходные эффекты, режиссировал трюки, экспериментировал с освещением. Во времена, когда работал Бава, техника была менее совершенной, чем сейчас. Несмотря на это, Бава достигал прекрасных результатов, пользуясь хитроумными, но простыми методами. Многому Марио научился у своего отца Эудженио, который был оператором, декоратором и скульптором. Да и начинал Бава свою карьеру как создатель спецэффектов. Во время Второй Мировой войны Марио работал в Институте света: передавал пропагандистские короткометражки (многие из них снимали о событиях, которых на самом деле не было, например, картина об атаке на Мальту). В 1956 году друг Марио режиссёр Риккардо Фреда пригласил его участвовать в картине «Вампиры». Вскоре Фреда передал всю работу над фильмом Баве. Тот принял на себя непривычные режиссёрские обязанности. За рекордно короткий срок Бава снял оставшуюся часть фильма. «Вампиры» - первый итальянский фильм ужасов – в прокате, однако, провалился. Но именно с него Бава начал свою режиссёрскую карьеру. В 1959 Бава снова заканчивал съёмку картины, не им начатой. Это был фильм Жака Турнера «Марафонская битва». Желая избавиться от долгов, продюсеры решили в 1960 году способствовать режиссёрскому дебюту Бавы и поручили ему снять полнометражный фильм самостоятельно. Бюджет картины был, конечно, небольшим. Так и появился фильм «Маска демона». В главной роли выступила английская актриса Барбара Стил, с этого фильма ставшая звездой ужастиков. Картина основана на рассказе Н.В. Гоголя «Вий». Сборы в прокате были крайне маленькими, но это не помешало фильму со временем стать почитаемой и любимой многими классикой. В 1962 году Бава снял фильм «Девушка, которая слишком много знала». Картина получилась смесью триллера и сентиментальной комедии. Специалисты называют «Девушку…» первым фильмом жанра “джалло” («жёлтый»). Некоторые киноманы утверждают, что у истоков «джалло» стоит картина «Кровь и чёрное кружево», снятая Бавой раньше. «Джалло» - смесь триллера и фильма ужасов. Для этого жанра характерно то, что внимание концентрируется не на расследовании, а на ужасной смерти. Некоторые эпизоды из фильма «Девушка…» позже повторялись другими режиссёрами-мастерами триллера – например, Дарио Ардженто, Лучио Фульчи. 1971 ознаменовался выходом картины «Цепная реакция». Фильм стал одним из первых в столь популярном сейчас жанре «слэшер» (так называются фильмы ужасов, в которых маньяк-убийца, часто предстающий в маске, охотится на нескольких людей на какой-то ограниченной территории). Бава остался доволен своим фильмом, что при его критичности к своему творчеству немаловажно. «Цепную реакцию» показали на фестивале в Авориазе (Франция), но в Италии картина не получила распространения. Современная Баве критика называла его автором фильмов уровня B (малобюджетные, все фильмы автора в одном жанре, часто – низкого качества). Высокой оценки удостаивались только оригинальные спецэффекты. Лишь после смерти режиссёра началась переоценка его творчества. США и Франция первыми признали Баву мастером ужастиков. Огромное количество известных режиссёров признавались, что работы Бавы вдохновляли их. В том числе такие мастера кинематографа, как Мартин Скорсезе, Тим Бёртон, Квентин Тарантино. В фильмах часто встречаются аллюзии к картинам Марио Бавы. Тим Бёртон в «Сонной лощине» процитировал «Маску дьявола» не таясь. Тем более его удивило, что на показе фильма в Риме некоторые журналисты не признали эпизода из фильма своего соотечественника. В эпизоде «Тоби Даммит» (из коллективной работы «Три шага в бреду») Федерико Феллини показал маленькую девочку, очень похожую на ту, которая уже встречалась зрителям в картине Бавы «Операция «Страх». Феллини не предупреждал Баву о заимствовании. И Бава имел право подать в суд по поводу плагиата, но он не стал этим заниматься. Квентин Тарантино заявил, что в каждом его кадре таится гений Марио Бавы. Признание великому режиссёру Тарантино, Бёртон и другие сделали не только всем своим творчеством. В документальной картине «Марио Бава – операция «Страх», снятой «Sky» в 2004, они перед камерой рассказали о своём восхищении Бавой. Бава умер 25 апреля 1980, не успев осуществить целый ряд идей. Возможно, режиссёр успел передать свои задумки и опыт сыну Ламберту. Тот пошёл по стопам отца: он снимает ужастики. Юлий Климова | РЕКЛАМАItalyNews.RU | Advert |